остров петрова

Обновлено:

Где находится

Остров Петрова – один из двух островов островной группы (о-ва Бельцова и Петрова) на юго – восточном побережье Приморского края, севернее устья реки Левая Киевка, входит в состав Лазовского государственного заповедника имени Капланова. Назван в 1860 году, в честь открывшего его лейтенанта Российского флота Александра Ивановича Петрова.

Остров Петрова расположен на западном краю морской впадины, обозначенном цепочкой скал и скальных групп, идущим с северо-востока на юго-восток и отделяющим прибрежное западное теплое мелководье пролива между берегом и островом, замкнутое с севера соседним островом Бельцова – от более холодных восточных глубин.

Описание острова Петрова

Остров действительно уникальный, очень живописный, с завораживающими пейзажами, удивительными внутренними ландшафтами. Природа острова определена именно нахождением его на границе двух сред – холодных морских глубин и теплых прибрежных вод.

• Во-первых, это природный ботанический сад, где произрастает 318 видов растений, в том числе краснокнижных. Среди них – диморфант, бархат, корейская сосна, дикий виноград, орхидея, а также рододендрон, ель, можжевельник, граб, липа. Здесь же – ценные лекарственные растения: женьшень, лимонник, элеутерококк, аралия. При этом растения севера и юга причудливо переплетаются, тропические лианы обвивают кедры наших широт – вот такой вам дальневосточный лес.
  • Во-вторых – это еще и многослойный археологический памятник, где ученые находили и продолжают находить следы древних цивилизаций. На северной стороне острова Петрова сохранились остатки каменистого вала длиной около 400 метров и высотой почти три метра, сотворенного во времена Бохайского царства (698-926 гг.)

Животный мир острова и прилегающей к нему акватории также разнообразен, хотя здесь нет никого из млекопитающих. Зато на острове полно птиц – на южной стороне располагаются шумные колонии белопоясных стрижей, уссурийских бакланов, чаек. Встречается белохвостый орлан. На прибрежных камнях острова часто слышится мурлыканье черноглазой ларги (пестрая нерпа осторожна, внимательно следит, нет ли ей угрозы), а, в октябре – в его водах можно увидеть фонтан мигрирующего с севера кита.

Видовой состав рыбы здесь (бычок, ерш, сайра) – менее разнообразен (слабое течение в проливе, а потому – скудная кормовая база) и сильно уступает видовому составу ракообразных и моллюсков, из наиболее известных здесь – креветка нескольких видов, кальмар, гребешок Свифта, трубач.

Как попасть на остров Петрова

Попасть на остров Петрова лучше всего – в составе туристической группы. Для этого просто нужно зайти на сайт Лазовского государственного заповедника, выбрать туроператора и соответствующий тур и – добро пожаловать в Лазовский район Приморского края!

Разумеется, можно попробовать и дикий вариант – но тут нужно будет решать вопрос «как добраться до заповедника», территория которого строго охраняется, по таежной дороге, без проводника, обладающего знаниями и опытом.

Учитывая, что я уже дважды был на острове, я просто зашел на сайт администрации Лазовского Заповедника и связался с администрацией по телефону. Договорившись о главных условиях, я заполнил анкету прямо на сайте и получил договор, который я заполнил и скан отослал в заповедник, оригинал которого мне надо было предъявить уже по приезде в п.Лазo

Маршрут путешествия

Начальный пункт путешествия – Владивосток. Конечный пункт – кордон лесничества Лазовского государственного заповедника напротив острова Петрова – расположен в 314 километрах от Владивостока. Чтобы попасть из Владивостока на кордон лесничества «своим ходом», необходимы хорошо подготовленные автотранспорт и путешественники, а также – знание маршрута и особенностей местной природы.

У нас штурман – я. Я уже бывал на острове Петрова, но с удовольствием поехал еще раз. А самое главное – я знаю дорогу в заповедник через весь Лазовский район. Первый этап путешествия.

Маршрут: город Владивосток – поселок (районный центр) Лазо. Маршрут пролегает – вначале через развитую сеть автомобильных дорог юга Приморья, а потом – через Лазовский перевал (горный серпантин) и тайгу. Расстояние – 235 км, из них 30 км – по грунтовой дороге. На пути следования четыре довольно известных перевала – Артемовский, Шкотовский, Серебряный и Лазовский. Время в пути – 4/4,5 часов.

Выезд

Из г.Владивостока – мы (я, мой друг Андрей с сыном, и сыном нашего общего знакомого – на одной достаточно проходимой машине, и наши друзья – Татьяна с сыном и ее подруга с дочерью – на менее проходимой машине) выехали рано, в 7 часов.

Встретившись на заправке, на выезде из Владивостока (на Фадеева в районе Тихой), мы дружной компанией из двух машин проследовали на объездную Шаморовскую трассу (чтобы миновать загруженный въезд во Владивосток, аэропортовскую трассу и город Артем со своими ограничениями скорости), чтобы по ней выбраться сразу на трассу Владивосток – Находка (всего около 48 км).

По южному Приморью

(Шкотовсий, Партизанский районы).

Выехав на трассу, мы проследовали через Артемовский перевал – на Шкотово и, сразу после Шкотово, на развилке дорог Владивосток – Партизанск и Владивосток – Находка, мы повернули налево – на Партизанск. В Южном Приморье автомобильная сеть наиболее развита и через 2 часа после выезда, обе наши машины были уже на развилке трассы Владивосток – Партизанск у с.Казанка (147 км от Владивостока), где мы повернули влево, в сторону Сергеевки, что стоит по трассе Находка – Сергевка – Молчановка, а еще через полчаса достигли моста через р.Сучан у Сергеевки (173 км) и свернули направо, теперь уже на трассу Сергеевка – Лазо.

Лазовский район

Вскоре начался затяжной пологий подъем (длина – 28 км) на Лазовский перевал, который мы преодолели чуть более, чем за полчаса и достигли вершины перевала (высота 896 м), где асфальтовое покрытие кончилось и пошла грунтовка (правда, хорошо отгрейдерованная). Дорога вниз – местами хуже, местами лучше. Лазовский перевал в хорошую погоду легко проходим, хотя – все зависит от водителя. Начался крутой и, местами, опасный спуск вниз, поэтому скорость погасили, соблюдали все возможные предосторожности.

Спуск с перевала занял более получаса (за это время мы увидели немало интересного – облака под нами, огромные, позеленевшие от сырости, поросшие мхом стволы деревьев, поваленные буреломом, непроходимую тайгу), и мы по грунтовой дороге выехали на очень живописную долину, где расположился центр Лазовского района – поселок Лазо.

От перевала до с.Лазо – 30 км, но грунтовка дает о себе знать и гнать за 100 км в час на тяжело груженых машинах, полных людей (и детей) – нереально, а еще добавить нужно, что штурман – один, никто из моих спутников никогда сюда не заезжал, поэтому скорость держали 60 – 70 км в час.

Наконец, к 11:30 местного времени, мы добрались до Лазо, где нам необходимо было посетить администрацию Лазовского Заповедника, для оформления пропуска на въезд в заповедник.

Поселок Лазо, администрация заповедника

Поселок Лазо – административный центр Лазовского района. Администрация Лазовского Заповедника располагается прямо в центре поселка. В административном здании кроме администрации, расположен так же музей Лазовского заповедника.

Пока я с водителями ходил оформлять пропуска в Заповедник (территория Заповедника режимная, строго охраняется), оставшиеся путешественники с пользой для себя провели время (кроме музея, в здании администрации не плохой туалет).

Процедура выписки пропусков на автомобили для проезда на территорию заповедника заняла не более 20 минут – и мы отправились в ближайший магазин, за хлебом.

В Киевке, в магазине, хлеба может и не быть, а может – просто не достаться нам, поэтому лучше сделать это в Лазо.

Ну вот, все административные дела улажены, все нужные покупки сделаны, и мы прощаемся с районным центром Лазо. Нас ждет Киевка и такой уже желанный кордон лесничества заповедника!

Дорога на Киевку

Выезд около 13 часов. Порядок следования тот же – сначала мы, за нами – дамы.

Второй этап нашего пути – от поселка Лазо до села Киевка. Наш путь проходил мимо сел Кишиневка, Беневское и Свободное. По пути, направо от трассы – отходила дорога на Чистоводное (радоновые источники), а налево – на Преображение (где находится знаменитая Преображенская база тралового флота, один из главных добытчиков и переработчиков рыбо и морепродукции в Приморье). Все расстояние до Киевки – около 70 км, расчетное время в пути – 1/1,5 часа.

Река Киевка.

Вся дорога из Лазо в Киевку (после Кишиневки) проходит по берегу одноименной реки Киевка, несколько раз перес/pекая ее. Киевка – река горная, своенравная (в дожди разливается морем и сносит все на своем пути) и своеобразная (крупные валуны, водовороты, пороги – все для экстремалов!)

Дожди были давно и уровень реки упал. Мы проехали лагерь экстремалов – любителей сплава по горным речкам (их было хорошо видно). Я считаю, что Киевка – самый раз для них, хотя один из моих знакомых сказал: «Спокойная больно!» А по мне, так ого-го, как неспокойно спускаться по таким водоворотам и порогам, как на Киевке! Ну, да Бог им судья!

Село Киевка

Но вот, сначала мы проехали поворот на право – на Чистоводное, славящееся своими целительными источниками, а, километров через 20 – миновали поворот налево, на Преображение. Еще один подъем, спуск, опять подъем, поворот – и перед нами открылось село Киевка – последний населенный пункт перед въездом в заповедник.

Здесь, в Киевке – было самое время все еще раз проверить (все ли взяли?), потом просто будет негде. Единственный продовольственный магазин (где запасаются и работники заповедника, в том числе) – тоже находится в Киевке. Здесь так же необходимо было сделать санитарный перерыв (не будет возможности сделать это до самого кордона лесничества, так как это запрещено на территории заповедника).

Но вот все еще раз проверено, все, что необходимо – сделано, и мы вышли на последний этап путешествия.

Лазовский заповедник

От Киевки грейдерованная дорога пошла справа вдоль сопок – к морю, но, не добегая до него, неожиданно нырнула влево, в распадок – это дорога уже в заповедник! А дальше последовали сплошные подъемы, спуски и повороты. Дорога побежала между сопок, оставляя море справа.

Еще чуть – чуть – и вот оно, долгожданное КПП заповедника!

На КПП у нас с серьезнейшим видом взяли наши пропуска и сделали какие-то отметки. Потом нас тщательно проинструктировали – как следовать по территории, мы обменялись с охраной дежурными фразами, шлагбаум поднялся ввысь и – мы въехали на территорию Лазовского заповедника.

Вот фиг знает, что такое! Всего – то шлагбаум! Какие-то сантиметры! Но как все меняется! Народ сидел притихший, даже постоянно что-то обсуждающие и выясняющие пацаны присмирели и притихли. Все прильнули к окнам – что же там такое? А там – все точно такое же, как и до шлагбаума, только останавливаться и выходить из машины нельзя.

Так, в сосредоточенной тишине (слышно было только сосредоточенное сопение и какие-то восклицания!) мы проехали по территории Лазовского заповедника 6-8 км – пока слева не показался еще один шлагбаум (въезд на пляж), а наша дорога не свернула направо – на кордон лесничества Лазовского заповедника! Все, конечный пункт нашего путешествия!

Кордон лесничества

Доехав до домика администрации, мы вручили свои пропуска – и нам выделили место под наш небольшой лагерь (3 палатки и 2 машины) у подножия сопки прямо на территории кордона.

Какое-то время заняло утрясание с администрацией кордона житейских вопросов – где поставить автомобили, где вода, где дрова, где туалет, где душ, где разводить костер, где стоять палаткам.

В общем, вся вторая половина дня ушла на организационную суету – надо было поставить палатки, разложить вещи, набрать воды (обалденно вкусная, из местного колодца!), набрать дров (дрова по цене кусаются, а собирать сухостой нельзя – заповедник, хорошо, что кое-что взяли с собой!), развести огонь и сварить ужин! Но вот ужин был сварен и потом несколько минут было слышно только звяканье ложек (о миски с тушеной картошкой) и ложечек (о стаканы с чаем).

Но мой народ, уставший от нелегкой дороги, даже и не думал готовиться ко сну! Вместо этого все собрались у костра – какая чудесная ночь, какие яркие звезды над морем, как мерно и спокойно шепчутся волны, как настойчиво шумит прибой – в общем, мы ждем завтра с нетерпением!

Все на остров Петрова!

На завтра побудка происходила с некоторыми сложностями – народ, засидевшийся у костра, долго пытался сопротивляться бодрым крикам вахтенного и игнорировать команду: «Подъем!» И только высказанная вслух резолюция, что продолжающие спать – на экскурсию на остров не попадут – вытащила последних борцов сопротивления из палаток!

Народ быстро приводил себя в порядок после сна – умывался, чистил зубы, причесывался (а кое-кто даже брился!), выстраиваясь в правильную шеренгу очереди на завтрак. Но вот завтрак позади. Впереди – сборы на экскурсию!

Надо сразу сказать, что если вы едете, как мы, то есть – дикарями, насчет экскурсии надо договариваться с перевозчиками!

Кстати – о перевозчиках! От плавучего пирса кордона лесничества до пирса острова Петрова – ходят только плавсредства, разрешенные администрацией заповедника – это две древние алюминиевые лодки типа «Казанка», правда с двигателями «Меркури» (но очень подержанными!).

Самое интересное – то, что лодки и пирс на ночь вытаскивают на берег с помощью ГАЗ – 66 (в простонародье – Шишига), а утром – все это хозяйство, по новой, спускают на воду!

Переправа

Ну, да ладно об этом. С перевозчиками мы договорились, деньги заплатили – и стали ждать своей очереди. Подошел катер с острова, высадил очередных что-то оживленно обсуждающих туристов. Пришла наша очередь? И мы поспешили на переправу.

Тут надо отметить, что перевозчики очень строго соблюдают технику безопасности пассажирских перевозок водным транспортом. На вас обязательно напялят спасательный жилет и посадят так, чтобы очень неспокойные оказались в середине, подальше от борта.

Прямо на берегу мы узнаем, что этот вид транспорта кроме шкипера, берет только 6 пассажиров, а нас – 8! Но что не сделаешь ради детей! Мы на ходу переформировываемся – и вот нас уже две команды! Первыми идут женщины и дети, а затем – мы!

Наши женщины с детьми уехали на остров, а мы остались ждать своего часа. Но всякий ждущий – своего дождется! И вот! Мы все на борту, все в оранжевых жилетах, все рассажены, как нужно, звучит краткая команда «Отдать швартовы!» и катер медленно – отходит от пирса, разворачиваясь к острову.

До острова Петрова – чуть более 4 кабельтовых (800 метров) и катер идет менее 10 минут (больше времени уходит на отчаливание – причаливание!).

Остров Петрова вырастает из воды медленно, мы подходим к его низкому западному берегу, а вообще, если присмотреться с моря, то остров, как будто, сползает в море с берега.

Первое морское инженерное сооружение острова Петрова – плавучий пирс, к которому причаливают, один за другим, наши, шустрые в прошлом, пассажирские суда. Пассажиры по одному резво сходят на берег и ступают на священную землю морского заповедника – остров Петрова.

Остров, экскурсовод

Первым на острове Петрова нас встретил экскурсовод (из студентов ДВФУ) и сходу открыл нам (по большому секрету), что мы попали в очень своеобразное место – тут все не так, все по – своему, но так уж исторически сложилось!

Все познакомились с информационной табличкой и рядом расположенным аншлагом, извещающим, что мы находимся в заповеднике. И конечно, все поняли, что теперь, в ближайшие два часа – лучше не отходить от экскурсовода, чтобы не пропустить что-то интересное.

Для начала гид поведал нам, кто такой Александр Иванович Петров, в честь которого в 1860 году назвали этот остров. Здесь все просто и без легенд – офицер русского флота, исследователь Дальнего Востока. Во время географических открытий многие места получили названия в честь своих «первопроходцев».

Экскурсовод естественно, не забыл упомянуть и о чжурчженях, прятавшихся здесь от монгольской армии, и – о китайских пиратах-контрабандистах, совершавших в тисовой роще религиозные обряды и жертвоприношения, в том числе человеческие, и – о бохайском князе, разместившем на острове свою резиденцию, доказательство чему — раскопанные украшения и утварь.

Остатки каменистого вала, созданного еще Бохайского царства, можно обнаружить уже в самой тисовой роще, которая по праву считается «гвоздем программы».

Экскурсовод сказал, что она выглядит необычно и сказочно. Что несколько лет назад тропу на острове благоустроили, и теперь можно идти по деревянному настилу, не нанося вреда корневой системе тиса. И что роща на острове Петрова занесена в Красную книгу.

Тис – реликтовое растение, хвойное вечнозелёное дерево или кустарник с твёрдой ценной древесиной, растение ядовитое. Дерево появилось еще в Меловой период, за что его часто называют "современником динозавров". Он ценится за прочную древесину – еще викинги делали из тиса гвозди, применявшиеся при постройке судов.

По ходу всей экскурсии гид рассказывал о поверьях и легендах. Например, будто бы тисовая роща, если на нее смотреть сверху, похожа на иероглиф. Но составленные карты не подтверждают это, а биологи говорят о ее природном происхождении.

Экскурсия по острову.

Источник

Номером первым на острове нас встретил источник то ли с «живой», то ли с «мертвой» водой. Место, которое особенно привлекает представительниц прекрасного пола. Источник древний, он течет здесь несколько тысяч лет, и для бохайцев всегда был священным. Впрочем, это не столько чудо для туристов, сколько загадка для ученых. Откуда в скале посреди моря пресная вода, не знает никто.

Говорят, его вода обладает омолаживающим действием и дарит красоту. Говорят, что испившие из источника с «живой» водой бросают пить и курить, молодеют и хорошеют. Однако, чтобы все получилось, нужно соблюсти обязательное условие: пить воду не из ладошек, а приложившись к водной глади губами. Сделать это непросто, потому что источник огорожен камнями, однако редкий турист отказывается от такой возможности.

По одной из легенд, в этом роднике ежегодно умывалась китайская принцесса, которая прожила до семидесяти лет, а выглядела не старше 35-летней. Хотя химически эта вода — всего лишь слабый раствор радоновых вод.

Тисовая роща

Вход в тисовую рощу начался с небольшой поляны, заросшей полынью и шиповником. По тропинке мы шли и чувствовалось, как постепенно становилось все прохладнее и темнее. Когда все, наконец, пришли на место, по роще прокатились многоголосые восклицания. Мы вошли в рощу и ощущение было такое, что кроме тисов вокруг ничего нет – они сплелись, перекрутились, ветки выгнулись в разных направлениях и, будто специально для нас, образовали свод.

Экскурсовод рассказывал, что несколько тысяч лет назад остров Петрова был обитаемым: здесь строили дома, укрепления и святилища бохайцы. Ходят легенды, что тисовую рощу высадили именно они, поэтому деревья растут такими ровными рядами. На самом же деле, роща гораздо моложе.

Тис – растение, доставшееся "в наследство" от Бохайского царства. Роща на острове Петрова занесена в Красную книгу, таких в мире остались единицы, так как последние столетия на них плотно "наседал" человек. Сам тис пережил многие поколения.

Тисы на острове Петрова не похожи на материковые – они тоньше, ниже и гораздо более красивые – ведь здесь они обдуваются всеми ветрами, встречают все шторма, поэтому прямой тис встретить на Петрова просто невозможно — все они изогнуты и сплетены. Чтобы выросло это небольшое дерево, нужно почти полтысячелетия.

Восьмилетний "тисенок" в высоту не более 15 см, а столетний выглядит как молодое деревце. Те растения, которые пробиваются на острове сейчас, достигнут "зрелости" только через 500 лет.

Путешествие по роще продолжилось возле других уникальных растений. На пути нам встретился гигантский кишмиш. Высотой он с большое дерево, его ствол закручен как лиана. Нам рассказали про дерево с названием диморфант, из цветов которого получается очень целебный мед, встречались и более привычные (для приморцев) – бархат, береза, сосна.

Но самое интересное – один из эндемиков в прямом смысле решил с нами познакомиться и присел на руку одного из наших мальчишек. Здесь его и запечатлели, как факт контакта представителя древней истории с представителем ее более позднего периода!

Легенды

Нет повести известнее на свете

Далее нам предстоял крутой подъем на самую высокую точку острова. Пройти этот путь стоит ради одного только вида: лазурное море, высокие скалы и зеленые склоны. С этим местом связана еще одна легенда в стиле шекспировских "Ромео и Джульетты", но с хорошим концом. Влюбленные из двух враждующих племен сбежали от гнева родителей и спрятались на острове Петрова. Когда же их нашли, и лодки родственников приближались к берегу, парень взял свою возлюбленную на руки и по почти отвесной скале поднял на вершину. Тогда племена поняли, что такой любви противостоять нельзя, и отпустили молодых с миром. А влюбленные, в свою очередь, остались жить на острове.

О шаманах острова

Нам показали «маску шамана», наблюдающего за островом и сказали, что ему нельзя смотреть в глаза. Говорят, что эта легенда связана с бохайским шаманом. На одном из тисов образовался нехарактерный для этих деревьев нарост. Если отойти подальше, можно увидеть в этом наросте человеческое лицо: узкие глаза, рот. Когда-то, говорят, был и нос, но кто-то из туристов "взял" его на память.

Согласно легенде, когда с острова уходили бохайцы, они оставили здесь шамана, который обещал хранить это место и дожидаться их возвращения. Так и жил шаман в лесу. Пришла на остров Петрова первая экспедиция – в 1930-е годы – и не заметила шамана. Тогда люди вырубили тисы у побережья (там, где сейчас поляна, с которой и начинается экскурсия на остров). Здесь построили дом для ученых. С тех пор, даже спустя 80 лет, здесь ничего и не растет – трава и кустарники, из "живого" превратился в "мертвый" еще один целебный источник.

В 1970-х годах люди снова пришли на остров, но никто и во второй раз не заметил шамана. Здесь вырубали деревья, привозили сюда туристов, которые исходили заповедный остров вдоль и поперек, даже катались на лианах. Шаман испугался и спрятался в дерево. Согласно легенде, сейчас он продолжает ждать своих соплеменников и следить за островом, но видно людям только его лицо.

Есть легенда, что шаманы со всего края, в строго установленное духами время, направлялись сюда, чтобы умереть. В отвесных скалах темнеют труднодоступные гроты – отсюда и возникают эти фантазии. Здесь даже есть «ухо шамана» – дупло в тисе, куда загадывают самые заветные желания. Только нельзя просить что-то материальное. А вот просьбы о встрече с любимым человеком, или о пополнении в семействе – в самый раз!

Такими красивыми легендами пронизан весь остров. Так, под рассказы гида, фотосессии у природных красот, два часа на острове и проходят – как пять минут.

Экотропа идет кольцом по острову и длится 2,7 км. Это деревянный настил, лестницы, видовые площадки, открытые участки, информационные таблички и указатели. То ли к сожалению, то ли к счастью, увидеть эту часть Лазовского заповедника в год может всего несколько тысяч человек. Сезон экскурсий начинается обычно в июле и длится до середины сентября. После этого доступ для туристов сюда закрывается.

На катере – обратно

Мы прощаемся с островом Петрова, выходим к пирсу и ждем нашего катера. По пути на материк все (особенно маленькие граждане) оживленно обсуждают тайны и легенды острова. Не обходится без сюрпризов – по пути на материк кто-то случайно застал какую-то большую чернокрылую птицу на скале!

По приходу с острова

Катер как-то буднично причалил, оставив все тайны и легенды на острове, и мы уставшие и вдохновленные, наполнившие наши души великим и высоким, поплелись на свою стоянку – уже для наполнения своих желудков и удовлетворения тел – надо было готовить обед!

Отбирая продукты для готовки, я обратил внимание, что, в наше отсутствие, некто уже хозяйничал на нашем камбузе и серьезно проревизовал весь наш запас, который мы хранили вокруг старой палатки, используемой для хозяйственных нужд. А вскоре, когда обед уже готовился, этот наглый некто снова вернулся к запасам, вероятно решив, что он что-то пропустил. Я заметил сильное шевеление одного из мешков с крупой и встряхнул его – из-под мешка на меня уставились два ярких огонька – глаза и, с любопытством, стали разглядывать – кто это им посмел помешать? Бурундуки, обитающие на кордоне, в стороне от крупных зверей, без конца «подкармливаемые» сердобольными туристами, одуревшие от халявной жратвы и доброго отношения – решили не ждать милости от природы (то есть – от меня), а сразу показать – кто в доме хозяин!

Прогнав назойливых просителей, я вынужден был убрать крупу и все такое прочее – в машину, подальше от «зеленых» ревизоров.

Несмотря на огромное количество абсолютно бесполезных, но очень настойчивых помощников – обед, в конце концов, был все-таки сварен, хотя – чуточку позднее обычного.

Этот обед был последним, а потому – не ограничивался, ни по времени, ни по количеству блюд. Было решено торжественно приговорить к съеданию все вкусное (чтобы не тащить обратно!).

А, по окончании обеда (а, всеж-таки и он окончился!), кто-то из моих спутников щелкнул одинокий кустик шиповника, которым постепенно зарос песчаный некогда мыс, где расположился наш лагерь.

Прощальный вечер на кордоне

К тому времени, когда стемнело, ужин был уже готов (в качестве одного из напитков предполагалось даже какао!) Народ, не поставленный в жесткие рамки цивилизации – тянулся один за другим. Все были довольны: то, зачем приехали – состоялось! Все были радостны – а все-таки мы доехали, добрались, увидели, узнали – и все идет так хорошо! Огорчение вызывало только море – необычайно холодное в это время года (обычно в августе море здесь достаточно теплое!), но самые смелые сказали – с морем все в порядке, просто надо купаться быстрее, а загорать – дольше!

Поужинав, мы запалили костер – допечь оставшуюся картошку и все остальное, что требовалось.

Вокруг костра творилась какая-то вакханалия – все спешили что-то сказать или сделать, перебивая друг друга. Все смеялись! Все шутили!

А потом, потихоньку, веселье кончилось (ага, значит и у молодых есть ограничитель!), и народ стал расползаться по палаткам. У костра остались только самые упертые и ревностные поклонники туризма.

Утро, сборы домой

После такого шабаша, конечно было бессмысленно будить эту ораву рано утром. И я не стал этого делать. Был день отъезда и каждый должен был сам проникнуться этим настроением. Народ вставал, умывался, завтракал – и шел собираться в дальнюю дорогу.

Выезд с кордона

Первыми были готовы и решили отправиться, не дожидаясь нас – наши дамы! Они сказали, что дорогу освоили и справятся сами. Мы, немного подумав, согласились, тем более, что путь наших дам лежал не в родной Владивосток, а к морю теплому (в Ливадию – Мекку гостей Приморья!). Прикинув, что если что-то и случится – то мы ведь тоже поедем по этой дороге, а значит – сможем помочь!

Выезд из заповедника – нечаянная поломка

Но, как всегда, если собираешься построить отдельно стоящий рай – может внезапно появиться черт! Прямо на выезде из заповедника, в двух метрах от шлагбаума, уже на «вольной» стороне – у нас случилась проблема с колесом. Проблема была таковой, что ехать мы не могли никак, а помощи ждать – было не откуда.

Починка автомобиля, связь с внешним миром, тигрица

Первое, что мы предприняли – попытались связаться с внешним миром (связь в заповеднике – нормальная, а на дороге – ее просто нет!). И Ваш покорный слуга бегал по всем возвышенностям в надежде выйти на связь. Однажды это удалось, но тут, как в фильме – я увидел, что батарея разряжена!

Когда отчаянье уже стало охватывать нашу небольшую группу, Господь Бог сжалился над нами и нашими потугами. Ехавший по этой же дороге лесник заповедника остановился и согласился помочь нам, но для этого ему надо было заехать в Киевку, за инструментом. Мы остались ждать на дороге. И тут один из охранников заповедника, наблюдавший за нашей суетой, сказал: «Хорошо, что все так заканчивается, а то могли и заночевать. А то тут Рита может прийти!» На вопрос: "А кто такая Рита?" Он ответил просто: «Тигрица местная, любопытная очень».

После такого намека и приезда лесника работа по ремонту колеса пошла очень быстро и вот, мы уже на всех четырех колесах и очень хотим домой!

Дорога домой

Не хотелось бы уподобаться классику, но гнали мы так, будто участвовали в гонке на выживание! Мы проскочили дорогу до Лазо почти за час и, не останавливаясь, двинулись дальше, к перевалу, чтобы пройти его в светлое время.

Запомнилось только удивленное лицо ГИБДД-шника, видимо не привычного к такому нахальству, а потому – даже не отреагировавшего на наш скоростной проход мимо него на окраине Лазо.

Итак – мы на скорости проскочили Лазо и служителя закона и, подгоняемые временем – рванули к перевалу.

Перевал со стороны Лазо круче и выше, чем со стороны Партизанского района. Объясняется это просто. Лазовский район - расположен на побережье, то есть с естественным снижением к морю. Перевал служит водоразделом, отделяя бассейны рек Партизанского, внуреннего района, расположенные на верхнем плато (выше уровня моря), от рек Лазовского, приморского района, расположенных ниже. А еще, довольно высокий горный кряж (1669 м), по которому проходит перевал – регулирует погоду, сдерживая муссоны с юго – восточной части моря. Поэтому перевал часто покрыт облачностью и туманами, которые особенно сильны к вечеру, когда спадает жара.

Но мы успели проехать перевал по-светлу, без приключений. Темнеть начало, когда мы уже въехали в Партизанский район – где всюду есть дороги с приличным покрытием, где есть бензоколонки и шиномонтажи, придорожные киоски, связь, интернет и прочая цивилизация.

«Съеденное» ремонтом время, конечно сказалось – мы вернулись не ласковым вечером, а глубокой ночью – мелкий народ уже сладко спал на заднем сиденье, когда мы без каких-либо торжеств, наскоро, въезжали во Владивосток.

Послесловие

Вот так, не на мажорной ноте, но очень по человечески - я заканчиваю свой рассказ о путешествии на удивительный остров Петрова в Лазовском заповеднике.

Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо всем – работникам заповедника, сохраняющим для нас и наших детей это чудо, всем дисциплинированным туристам, с трепетом относящимся к увиденному и своими скромными денежными взносами помогающими сохранять это чудо, вообще – всем неравнодушным и любящим природу – спасибо, что все мы вместе пытаемся сохранить наше самое главное – нашу чудесную Землю!

Всем прочитавшим мою статью, всем любителям природы, людям неравнодушным и милосердным я хочу сказать – пожалуйста, если вам понравилась эта статья, поделитесь ею со своими друзьями!

Пусть она станет доброй весточкой, поднимет настроение, позовет в дорогу – но не оставит никого бесчувственным к окружающей природе!

Я очень хочу, чтобы моя статья побудила к какому-то действию – может, кто-то вдруг бросит все и засобирается в дорогу, оставляя привычные компании, шашлыки и водку, и желая прикоснуться к чему-то чистому и вечному.

Прошу – если у вас, после прочтения этой статьи, возникли вопросы или родились какие-то мысли, то обязательно пишите их в комментариях. Я постараюсь на все эти замечания ответить.